Чтение займет 3 Минуты
На повестке обсуждения был роман Жан-Поля Сартра «Тошнота». В ходе дискуссии были рассмотрены следующие темы и вопросы:
особенности сочетания философии и литературы в XX веке;
различие и схожесть философии Сартра и Камю;
историческое время написания романа;
образы и назначение в романе персонажей;
роль предметов в романе;
экзистенциальные и онтологические понятия, использованные в романе;
особенности формата изложения текста;
проявление концепции атеистического экзистенциализма в романе;
трактовка финала произведения.
В самом начале участники установили особенности сочетания философии и литературы в XX веке. Большинство студентов пришло к выводу, что синтез философского и художественного повествования определен исторической эпохой (роман написан в 1938 г.), в связи с чем актуализировались внутренние проблемы человека, которые можно было отрефлексировать именно художественными средствами. Эти особенности отразились в философии Сартра, поэтому данный роман получил популярность и известность.
Участники определили различие и схожесть философских взглядов Ж.-П. Сартра и А. Камю, чья повесть «Посторонний» была рассмотрена на предыдущей встрече. Студенты отметили, что оба философа были атеистическими экзистенциалистами, также их объединяла идея свободы и справедливости. Среди различий большинство участников отметили разные условия жизни, трансформацию политических взглядов философов, а также разный взгляд на свободу и борьбу с абсурдностью бытия.
Подробно были рассмотрены образы героев романа и философско-художественное назначение окружающих предметов. Мы словно оказались в голове главного героя, Антуана Рокантена, который выворачивает свой внутренний мир наружу. Участники увидели в нем образ одинокого, отстраненного от окружающей действительности, погруженного в свои мысли и наблюдения человека. Анни охарактеризовали как двойника Антуана в женском обличии и как ложную надежду на спасение. В образе Самоучки студенты увидели критику гуманизма, вспомнили одно из известных текстов Сартра и его одноименный тезис: «Экзистенциализм – это гуманизм».
Участники обсуждения выделили и проанализировали экзистенциальные и онтологические понятия, использованные в этом романе и других работах Сартра: «тошнота», «свобода», «бытие в себе», «бытие для себя», «абсурдизм», «экзистенция», «экзистенциональный страх», «одиночество», «заброшенность».
В завершение дискуссии каждый студент высказал свое мнение по поводу основной темы романа и трактовки финала произведения. Были выделены проблемы свободы, в частности, свободы выбора и воли, поиска смысла жизни, чувства одиночества, страха и отвращения.
В отношении интерпретации финала произведения мнения участников разделились. Одни посчитали концовку романа оптимистичной, вселяющей надежду, другие высказались о пессимистичности, мнимой «удачной концовке».
В дискуссии приняли участие студенты 1, 3 и 4 курсов СГФ. Модератор клуба – Анна Михайловна Олешкова, доцент кафедры ГСЭН.
В следующий раз на повестке обсуждения будет роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Приглашаем всех любителей книг на СГФ!
Екатерина Кабакова, студентка 3 курса СГФ

17 марта состоялось очередное заседание литературного клуба СГФ «Круг чтения»
5 фотографий