Назад

Дилогия А. Балабанова «Брат» и «Брат–2» в «Круге просмотра» СГФ

Чтение займет 3 Минуты
4 мая на СГФ состоялось обсуждение дилогии Алексея Балабанова «Брат» и «Брат–2». Дискуссия началась с обозначения специфики эпохи 90-х годов ХХ века, отразившейся в этих фильмах. Были отмечены неопределенность, экономический кризис и безработица, расцвет бандитизма, а также окончание Первой чеченской войны. Участники подчеркнули, что главный герой дилогии – Данила Багров – с первых кадров становится олицетворением данной эпохи. Были перечислены другие известные работы режиссера А. Балабанова: «Жмурки», «Кочегар», «Мне не больно», «Про уродов и людей». Подробно были рассмотрены символический ряд и смыслы культовых сцен дилогии Балабанова. Участники увидели в фильмах продолжение традиции петербургского текста. Дискуссионным оказался вопрос о символизме образа пустого трамвая. Особое внимание было обращено на роль города в фильме, почему был выбран именно Санкт-Петербург? Участники пришли к выводу, что балабановский Петербург – это Петербург Гоголя и Достоевского, раскол коллективного бытия, дисгармония Эроса и Танатоса. Как говорил один из героев фильма, немец, «Город – это злая сила». В ходе обсуждения студенты проанализировали музыкальное сопровождение фильма. Было отмечено, что звучащие в фильме песни «Наутилуса» «романтичны»: на уровне сюжетов, образов и стилистики. Кроме того, в каждой песне присутствуют те или иные мотивы, важные для фильма, и даже расположение песен в повествовании не случайно. Было рассмотрено культурное влияние дилогии Балабанова. Участники отметили, что многие российские кинофильмы, музыкальные композиции и компьютерная игра Grand Theft Auto IV были вдохновлены фильмами «Брат» и «Брат–2». Популярность фильмов стала одной из причин их перезапуска весной 2022 года. В завершение дискуссии ее участники попытались ответить на вопрос: «Данила – герой или…?» Мнения разделились. Одни назвали Данилу «народным героем», другие – антигероем, были высказывания, что Данила является жертвой своего времени, герой не смог найти себе места в перестроившемся мире. Мы продолжаем научный анализ кино. В следующий раз на повестке обсуждения киноклуба будет фильмография Дэвида Линча. Приглашаем всех любителей классики зарубежного кинематографа на СГФ! В дискуссии приняли участие студенты 1–5 курсов ФЕМИ, ФФМК и СГФ. Модератор клуба – Анна Михайловна Олешкова, доцент кафедры ГСЭН. Екатерина Кабакова, 4 курс СГФ