Чтение займет 5 Минуты
Уже несколько лет кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования в образовательной деятельности по программам 44.03.02 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование и дошкольное образование» и 44.03.05 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования» руководствуется, в том числе, стандартами Ворлдскиллс Россия, компетенция «Преподавание в младших классах». Типовые задания чемпионатов включены в учебные программы педагогических и методических дисциплин и практик, студенты ежегодно принимают участие в чемпионатах разного уровня, проводятся демонстрационные экзамены в период промежуточной аттестации студентов, часть итоговой аттестации также реализуется в формате демоэкзамена.
В рамках этих мероприятий 25–27 декабря студенты третьего курса группы НТ-307о НДО сдавали демонстрационный экзамен по дисциплине «Современные технологии начального образования» (преподаватель – Зубарева Е. С.). Это пятая сессия для студентов группы и, конечно, было бы привычнее и проще выучить содержание примерных вопросов по дисциплине и выполнить проектное задание. Однако мы понимаем, что демонстрационный экзамен позволяет не только продемонстрировать уровень знаний и умений, он, как лакмусовая бумажка, проявляет текущий уровень сформированности компетенций будущего учителя начальных классов. Несмотря на то, что изучение методик еще впереди, почему бы не попробовать?
В ходе экзамена студенты выполнили три задания. Прежде всего, нужно было в течение двух часов разработать паспорт проекта естественно-научного содержания во внеурочной деятельности, а именно:
1. Определить проблему и тему проекта в рамках заданной учебной темы, обосновать ее актуальность.
2. Определить и сформулировать научный аппарат проекта: объект, цель, тип проекта.
3. Определить этапы работы над проектом с указанием содержания деятельности, связанного с темой проекта.
4. Определить гипотезу, цель, методы исследования, содержание, ход и оборудование исследовательского этапа проекта.
5. Определить предполагаемый продукт проекта и его перспективы.
Затем также в течение двух часов требовалось детально разработать, подготовить к демонстрации исследовательский этап проекта на внеурочном занятии и продемонстрировать его в течение 15 минут. В ходе демонстрации исследовательского этапа необходимо было показать владение интерактивным (интерактивная панель, документ-камера) и лабораторным оборудованием (цифровой микроскоп и / или лабораторный комплекс).
Тема задания была неизвестна и определялась жеребьевкой непосредственно перед началом экзамена, поэтому было много переживаний. И что же в итоге? Из 17 студентов группы четверо получили отметку «хорошо», остальные 13 – «отлично»!
Впечатлением делятся студенты:
«Я считаю, что такой опыт должен быть у каждого студента, я уверена, что после такого экзамена буду чувствовать себя увереннее при проведении занятий / уроков, это большой шаг вперед! Тема попалась очень интересная, она дала возможность придумать интересный фрагмент исследования. С удовольствием бы еще раз пережила такой опыт с вашей поддержкой!» (Фомичева Полина);
«Когда заходишь в аудиторию и начинаешь занятие, время на таймере начинает как будто таять на глазах и кажется, что не успеешь рассказать все, что запланировал. Самое главное, что я понял – занятие должно быть модульным, а педагог должен иметь несколько запасных вариантов развития событий. Кроме того, лично мне помогла импровизация, и без этого педагогу, наверное, абсолютно никак не обойтись, ведь никто не знает, как пойдет занятие. Это был полезный опыт, больше боялся. Также хочется поблагодарить Елену Сергеевну и Елену Валентиновну, потому что вы поддерживали нас и дали нам необходимые знания и умения для успешной сдачи экзамена» (Родионов Игорь);
«Было очень волнительно, но интересно. Даже захотелось провести занятия и по другим темам. Плюс, в том, что мы участвовали в застройке площадки и хорошо знали, чем можем воспользоваться» (Отраднова Надежда).
Выражаем благодарность главному эксперту Е. В. Малеевой, линейным экспертам М. В. Ломаевой, С. С. Петровой, Е. Ю. Темниковой, техническому эксперту И. А. Вавилову волонтерам, а также Н. В. Мифтаховой и сотрудникам отдела информационно-технического обеспечения за четкую и продуктивную работу!
Е. С. Зубарева,
куратор компетенции «Преподавание в младших классах»