Все новости
От «выученной беспомощности» к здоровой самостоятельности школьников и студентов: итоги Межрегионального экспертного семинара НИУ ВШЭ, г. Москва
Чтение займет 4 Минуты
22 ноября начальник отдела научно-исследовательской работы НТГСПИ Е. Г. Харитонова приняла участие в онлайн-семинаре для образовательных организаций всех уровней «Как уклад школы может поддерживать самостоятельность в учебе». Организатор мероприятия – Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) – проводит подобные встречи на постоянной основе в рамках деятельности своей проектно-учебной лаборатории эффективности государственных мер развития образования.
Модераторами мероприятия выступили доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования Екатерина Николаевна Поливанова, стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования Александра Сергеевна Струкова, а также дискуссант – и. о. директора ГБОУ «Школа самоопределения им. А. Н. Тубельского № 734» (г. Москва) Тимофей Владимирович Сергеев.
На семинаре обсуждалось одно из основных умений учащихся, которое должно развиваться в современной школе – умение самостоятельно учиться: какие навыки составляют умение учиться, какие из них более просты, а какие более трудны для освоения. В ходе выступления, спикерами часто упоминалось понятие «выученная беспомощность», под которым понимается ситуация, когда ребенок хочет что-то сделать, но его «бьют по рукам», не доверяя ему («все испортишь», «не так надо было делать», и т. д.). Кроме того, были даны практические рекомендации директорам школ, как можно спроектировать уклад школы таким образом, чтобы развивать навыки самостоятельности учеников.
Е. Г. Харитонова задала докладчикам важный вопрос – какие рекомендации они (конкретно Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») могут дать непосредственно педагогическому вузу в рамках содействия развитию самостоятельности современных школьников.
Все трое спикеров в результате оживленной беседы сформулировали четкие ответы. Так, Е. Н. Поливанова заметила, что все идет из института: «преподаватель в педвузе – это не только предметник, здесь важны навыки коммуникации. Педвуз должен усилить данный момент».
А. С. Струкова дополнила мнение Е. Н. Поливановой, отметив, что студент как будущий педагог «кроме знаний, считывает определенные модели обучения и поведения. Таким образом, какие модели обучения будут применяться непосредственному к нему в вузе, те и лягут в основу модели обучения и поведения в процессе собственной педагогической деятельности в школе». В свою очередь, Т. В. Сергеев предложил «развивать связи между школами и вузами посредством создания студенческих клубов при школах (английского языка, шахматных, и проч.)».
В целом, семинар оказался информативным и актуальным для НТГСПИ, указав векторы дальнейшего взаимодействия по пути «вуз – школа». Соглашаясь с мнениями коллег из НИУ ВШЭ по поводу того, что уровень подготовки будущих педагогов в вузе непосредственно влияет на качество их работы в школе, отмечу, что немаловажное значение в развитии их самостоятельности имеет возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью (участвовать в научно-практических конференциях, форумах, олимпиадах, конкурсах, публиковать научные статьи). Как показывает практика, большинство выпускников нашего вуза, активно проявляющих себя в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, приходя работать в школу, продолжают идти тем же курсом, только уже со своими учениками: способствуют формированию у последних навыков критического мышления и здоровой самостоятельности.
Е. Г. Харитонова,
начальник отдела НИР

От «выученной беспомощности» к здоровой самостоятельности школьников и студентов: итоги Межрегионального экспертного семинара НИУ ВШЭ, г. Москва
2 фотографий