Чтение займет 4 Минуты
7 мая на социально-гуманитарном факультете состоялась встреча участников дискуссионного клуба «Круг просмотра», посвященная фильму «Семнадцать мгновений весны». Это советский 12-серийный художественный фильм Татьяны Лиозновой, снятый по одноименному роману Юлиана Семенова.
В основу сюжета легли реальные события Второй мировой войны – операция «Санрайз», во время которой власти Германии пытались заключить сепаратный мир с Западом в обход СССР. Третий рейх – государство, которое контролирует все сферы жизни индивида. По сюжету огромное количество информаторов составляло доносы на каждого человека, который нетипично себя вел. При таком режиме личность – ничто. Человек является объектом, на который воздействует всеобъемлющая сила государственного аппарата подавления.
В сериале продемонстрирован тоталитарный режим на грани краха. Однако такие структуры нацистской Германии, как гестапо (политическая полиция) и СД (служба безопасности) продолжают выявлять и уничтожать врагов режима. СД в основном собирала информацию о настроениях населения в Германии и за ее пределами, а гестапо занималась практическим противодействием всем несогласным с режимом. Они расследовали преступления политического характера, разыскивали подозреваемых, вели следствие по этим делам. Основными методами работы с «врагами режима» являлись пытки и запугивания.
Участники обратили внимание на дату выхода фильма – 1973 год и высказали свои предположения о том, с чем связана премьера. Прозвучало мнение о том, что это было стремление в чем-либо обвинить западных союзников в период «холодной войны». Но также было сказано о том, что в брежневский период тема Великой Отечественной войны в целом активно поднималась в кино.
На обсуждение были вынесены проблемы героизма, воли и морали. Участники привели в пример персонажей картины. Радистка Кэт, которая. будучи русской разведчицей, пряталась в подвалах с двумя детьми. История Кэт – история о силе человеческого духа и материнской любви. Ее линия в сериале служит мощным эмоциональным противопоставлением холодной игре разведок. Через переживания Кэт зритель острее чувствует цену войны и важность борьбы с нацизмом. Пастор Шлаг предстает средоточием христианских добродетелей – добрым, искренним и умным человеком. Он готов в своей вере в доброе начало человека идти до конца, претерпеть лишения, например, сесть в тюрьму или, если понадобится, незаконно перейти границу. После того как профессор Плейшнер побывал в концлагере и был морально сломлен, он становится агентом советской разведки и помогает Штирлицу. Однако позже совершает ошибку и раскрывает себя Гестапо. Чтобы не попасть в руки нацистов и не подвергнуться пыткам, он принимает яд и кончает жизнь самоубийством, не выдав Штирлица. Гибель Плейшнера – трагедия мирного человека, втянутого в пучину войны. И конечно же, Штирлиц, чей образ стал архетипичным для советского человека.
В конце дискуссии участники прослушали саундтрек к фильму. В обсуждении приняли участие студенты 1–4 курсов СГФ и ФЕМИ. Модератор клуба – А. М. Олешкова, декан СГФ.
Анна Гиттих,
Мария Чертенко,
студентки 4 курса СГФ

«Семнадцать мгновений весны» на СГФ
6 фотографий