Все новости

Школьный музей в эпоху цифровизации: социологический взгляд СГФ на проблему

Чтение займет 6 Минуты
Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, в том числе в сферу образования и культуры. В последние годы в процесс цифровизации стали активно вовлекаться и школьные музеи. Накануне традиционной городской августовской педагогической конференции, где 29 августа 2023 г. впервые работала секция «Школьный музей», студенты СГФ, обучающиеся по профилям «История и дополнительное образование (организация музейно-экскурсионной деятельности)», под руководством О. В. Рыжковой провели социологический опрос. Его цель – узнать мнение руководителей школьных музеев в Нижнем Тагиле о состоянии, проблемах и перспективах цифровизации школьных музеев. В опросе по состоянию на 28.08.23. приняло участие 27 человек. Это представители следующих ОУ: школы номер 8, 43, 95, 80, 1 им. Крупской, Политехническая гимназия, 36, 50, 3, 4, 23 им. Батухтина, 75/42, 9, 85 и др.). Первые пять вопросов анкеты позволили нам создать обобщенный социально-профессиональный портрет руководителя школьного музея. Выяснилось, что из всех опрошенных 27 чел. – это люди в возрасте от 22 до 75 лет. Много руководителей – это люди пенсионного возраста (11 человек, или более 40 % опрошенных). На вопрос «Педагогом какого предмета Вы являетесь?» получены следующие результаты. История, обществознание – 11 человек; Учитель начальных классов – 3 человека; География – 2 человека; Физика, математика – 1 человек; Иностранный язык – 1 человек; Русский язык, литература – 1 человек; ДО – 1 человек; Педагог организатор – 1 человек. Большинство руководителей школьного музея совмещают свою деятельность в музее с преподаванием. Всего один человек занимает освобожденную должность руководителя музея. Большинство преподают историю и обществознание. Единицы – математику, физику и химию. Также есть учителя русского языка и литературы, иностранного языка, учителя начальной школы. На вопрос «Сколько лет Вы являетесь руководителем школьного музея?» мы получили следующие ответы респондентов: Более 20 лет – 2 человека; Более 10 лет – 6 человек; Более 5 лет – 5 человек; Менее 5 лет – 8 человек. Второй блок вопросов анкеты касался процесса регистрации на портале «Школьные музеи» и выявления уровня технической оснащенности музея. 11 человек из 27 завершили регистрацию на портале «Школьные музеи», 5 человек еще регистрируются. Одним из вопросов, который был связан с работой на портале «Школьные музеи», был вопрос о проблемах, возникших во время регистрации. Из всех ответов мы выделили шесть основных моментов, вызвавших затруднение при работе с порталом. Самой актуальной проблемой оказалось получение логина и пароля, а менее распространенной из встречающихся стала проблема с техническим оборудованием. Однако, в целом, все проблемы были связаны с работой самого портала, нежели с его труднодоступностью. 11 человек не сталкивались с проблемами. Из полученных ответов мы выяснили, что за помощью в решении проблем педагоги обращались к Владиславу Александровичу Трошину (2 человека) и к Татьяне Григорьевне Сысковой (2 человека), к администрации школы (1 человек), коллегам (1 человек). На вопрос о техническом оснащении школьных музеев получены следующие ответы: Наличие в музее компьютера подтвердили 12 человек; Проектора – 5 человек; Телевизора – 2 человека; Принтера – 3 человека; Интерактивной доски – 1 человек (это школа 23, в которой музей размещен в учебной аудитории). Ответы на последний вопрос «Имеется ли в Вашем музее выход в Интернет?» распределились так: Нет – 9 респондентов; Да – 14 респондентов; Идет установка – 3 респондента. Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы: 1. Почти 100 % руководителей школьных музеев совмещают деятельность в музее с нагрузкой учителя-предметника, что не позволяет им в должной степени уделять внимание, прежде всего, музейной работе. Более 40 % – это учителя истории и обществознания. Стаж руководства музеем у педагогов различен, но более половины опрошенных руководят музеем от 5 до 20 лет. Значительная часть руководителей школьных музеев – это люди пенсионного возраста. 2. Менее половины опрошенных уже зарегистрировались на портале «Школьные музеи». Чуть более 20 % проходят регистрацию. Не все руководители музея смогли сами справиться с регистрацией на портале «Школьные музеи» и были вынуждены прибегать к посторонней помощи. 3. Техническое оснащение музеев различно. Лишь в половине музеев установлен компьютер и есть выход в Интернет, что совершенно недостаточно для продуктивной деятельности музеев в современных условиях цифровизации многих процессов. Итак, школьные музеи Нижнего Тагила вовлечены в процесс цифровизации, но без дополнительной финансовой, технической, организационной поддержки как со стороны администрации школы, так и со стороны управления образования города эффективно и быстро этот процесс осуществить нельзя. Актуальным становится кадровый вопрос, важно подготовить достойную смену руководителей школьных музеев, которые смогут достойно продолжать традиции в новых реалиях цифровизации системы образования и культуры. Открытие в 2021 году новых профилей на социально-гуманитарном факультете филиала РГППУ («История и дополнительное образование (организация музейно-экскурсионной деятельности»)) частично сможет решить эту проблему. Стоит также организовать КПК для руководителей школьных музеев на тему «Школьный музей в эпоху цифровизации». Это можно сделать на базе филиала РГППУ. Для более детальных выводов необходимо получить сведения их всех ОУ, имеющих музеи. Можно допустить, что результаты, полученные по нашему муниципалитету, коррелируются с общероссийскими показателями. Однако исследований социологов на уровне выборки по РФ мы не обнаружили. С этими результатами исследования студенты познакомили участников секции. О. В. Рыжкова, зам. декана СГФ по НР, К. В. Альберт, В. Д. Мешалкина, студенты 3 курса СГФ