Чтение займет 6 Минуты
Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, в том числе в сферу образования и культуры. В последние годы в процесс цифровизации стали активно вовлекаться и школьные музеи.
Накануне традиционной городской августовской педагогической конференции, где 29 августа 2023 г. впервые работала секция «Школьный музей», студенты СГФ, обучающиеся по профилям «История и дополнительное образование (организация музейно-экскурсионной деятельности)», под руководством О. В. Рыжковой провели социологический опрос. Его цель – узнать мнение руководителей школьных музеев в Нижнем Тагиле о состоянии, проблемах и перспективах цифровизации школьных музеев. В опросе по состоянию на 28.08.23. приняло участие 27 человек. Это представители следующих ОУ: школы номер 8, 43, 95, 80, 1 им. Крупской, Политехническая гимназия, 36, 50, 3, 4, 23 им. Батухтина, 75/42, 9, 85 и др.).
Первые пять вопросов анкеты позволили нам создать обобщенный социально-профессиональный портрет руководителя школьного музея.
Выяснилось, что из всех опрошенных 27 чел. – это люди в возрасте от 22 до 75 лет. Много руководителей – это люди пенсионного возраста (11 человек, или более 40 % опрошенных).
На вопрос «Педагогом какого предмета Вы являетесь?» получены следующие результаты.
История, обществознание – 11 человек;
Учитель начальных классов – 3 человека;
География – 2 человека;
Физика, математика – 1 человек;
Иностранный язык – 1 человек;
Русский язык, литература – 1 человек;
ДО – 1 человек;
Педагог организатор – 1 человек.
Большинство руководителей школьного музея совмещают свою деятельность в музее с преподаванием. Всего один человек занимает освобожденную должность руководителя музея. Большинство преподают историю и обществознание. Единицы – математику, физику и химию. Также есть учителя русского языка и литературы, иностранного языка, учителя начальной школы.
На вопрос «Сколько лет Вы являетесь руководителем школьного музея?» мы получили следующие ответы респондентов:
Более 20 лет – 2 человека;
Более 10 лет – 6 человек;
Более 5 лет – 5 человек;
Менее 5 лет – 8 человек.
Второй блок вопросов анкеты касался процесса регистрации на портале «Школьные музеи» и выявления уровня технической оснащенности музея.
11 человек из 27 завершили регистрацию на портале «Школьные музеи», 5 человек еще регистрируются.
Одним из вопросов, который был связан с работой на портале «Школьные музеи», был вопрос о проблемах, возникших во время регистрации. Из всех ответов мы выделили шесть основных моментов, вызвавших затруднение при работе с порталом. Самой актуальной проблемой оказалось получение логина и пароля, а менее распространенной из встречающихся стала проблема с техническим оборудованием. Однако, в целом, все проблемы были связаны с работой самого портала, нежели с его труднодоступностью. 11 человек не сталкивались с проблемами.
Из полученных ответов мы выяснили, что за помощью в решении проблем педагоги обращались к Владиславу Александровичу Трошину (2 человека) и к Татьяне Григорьевне Сысковой (2 человека), к администрации школы (1 человек), коллегам (1 человек).
На вопрос о техническом оснащении школьных музеев получены следующие ответы:
Наличие в музее компьютера подтвердили 12 человек;
Проектора – 5 человек;
Телевизора – 2 человека;
Принтера – 3 человека;
Интерактивной доски – 1 человек (это школа 23, в которой музей размещен в учебной аудитории).
Ответы на последний вопрос «Имеется ли в Вашем музее выход в Интернет?» распределились так:
Нет – 9 респондентов;
Да – 14 респондентов;
Идет установка – 3 респондента.
Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы:
1. Почти 100 % руководителей школьных музеев совмещают деятельность в музее с нагрузкой учителя-предметника, что не позволяет им в должной степени уделять внимание, прежде всего, музейной работе. Более 40 % – это учителя истории и обществознания. Стаж руководства музеем у педагогов различен, но более половины опрошенных руководят музеем от 5 до 20 лет. Значительная часть руководителей школьных музеев – это люди пенсионного возраста.
2. Менее половины опрошенных уже зарегистрировались на портале «Школьные музеи». Чуть более 20 % проходят регистрацию. Не все руководители музея смогли сами справиться с регистрацией на портале «Школьные музеи» и были вынуждены прибегать к посторонней помощи.
3. Техническое оснащение музеев различно. Лишь в половине музеев установлен компьютер и есть выход в Интернет, что совершенно недостаточно для продуктивной деятельности музеев в современных условиях цифровизации многих процессов.
Итак, школьные музеи Нижнего Тагила вовлечены в процесс цифровизации, но без дополнительной финансовой, технической, организационной поддержки как со стороны администрации школы, так и со стороны управления образования города эффективно и быстро этот процесс осуществить нельзя. Актуальным становится кадровый вопрос, важно подготовить достойную смену руководителей школьных музеев, которые смогут достойно продолжать традиции в новых реалиях цифровизации системы образования и культуры. Открытие в 2021 году новых профилей на социально-гуманитарном факультете филиала РГППУ («История и дополнительное образование (организация музейно-экскурсионной деятельности»)) частично сможет решить эту проблему. Стоит также организовать КПК для руководителей школьных музеев на тему «Школьный музей в эпоху цифровизации». Это можно сделать на базе филиала РГППУ.
Для более детальных выводов необходимо получить сведения их всех ОУ, имеющих музеи. Можно допустить, что результаты, полученные по нашему муниципалитету, коррелируются с общероссийскими показателями. Однако исследований социологов на уровне выборки по РФ мы не обнаружили.
С этими результатами исследования студенты познакомили участников секции.
О. В. Рыжкова,
зам. декана СГФ по НР,
К. В. Альберт,
В. Д. Мешалкина,
студенты 3 курса СГФ