Чтение займет 3 Минуты
19 июня на факультете филологии и межкультурной коммуникации состоялась защита курсовых работ по русскому языку на 3 курсе РЛТ. Члены комиссии – доценты кафедры ИЯРФ Г. А. Авдеева, Ю. А. Фомина и Н. М. Чудакова – отметили разнообразие тематики курсовых работ, а также материала, выбранного для анализа.
Каждый год студенты выбирают различные научные направления, актуальные для современной лингвистики. Но в этом году заметно лидировали исследования разнообразных прецедентных феноменов в различных типах дискурса. Причем если еще несколько лет назад в качестве материала для лингвистического анализа студенты и руководители чаще выбирали художественные произведения, то в настоящий момент студенты обращаются к различным типам дискурса: рекламному, дискурсу СМИ, различных ток-шоу и др. Даже выбирают в качестве объекта анализа речь работников в сфере индустрии красоты.
Одна из работ была посвящена выразительным средствам, представленным в речи Марии Захаровой. Но и традиционные лингвистические темы также были представлены, например, связанные с проблемой определения рода несклоняемых существительных (на материале словаря «Новое в лексике»). Конечно, и художественные тексты по-прежнему используются в качестве материала для исследования.
Наибольший интерес вызвали курсовые работы, посвященные анализу прецедентных феноменов. При этом в качестве материала для изучения различных видов прецедентных феноменов Евгения Воробьева использовала сетевую поэзию (некоторые из присутствующих открыли ее для себя), Наталья Хлебникова – серию книг Д. Емца, а Мария Плохих – тексты известного юмористического шоу «Уральские пельмени». Члены комиссии особенно отметили выступление и презентацию Марии Плохих, которая удачно классифицировала собранный материал и наглядно представила его в презентации.
Среди других исследований члены комиссии выделили работы Ксении Тупиковой, Анны Никольской и Анастасии Слакович. Ксения обратилась к малоизвестному произведению Д. Данилова «Саша, привет» и провела тщательный анализ представленных в романе слов категории состояния. Анастасия же продемонстрировала увлеченность темой выбранного исследования – метафорических моделей в дискурсе СМИ.
Не все выступления были одинаково удачны. Но ведь на ошибках учатся. Безусловно, такая форма учебно-научной работы очень важна для студентов. Она помогает им раскрыть творческий научный потенциал. Можно констатировать, что, несмотря на степень удачности защиты каждой отдельной работы, все студенты ответственно подошли к данной процедуре – подготовили качественные презентации, которые позволили сделать их выступления более выразительными.
Г. А. Авдеева,
доцент кафедры ИЯРФ